История Платка и Палантина
Человеку, не желающему расставаться с собственной уникальностью, помогают аксессуары. Они как ничто другое способны подчеркнуть то, чем мы отличаемся от других. В какую бы точку земли вы не приехали, ассортимент магазинов окажется, скорее всего, схожим и однотипным, представленным несколькими всемирно известными торговыми марками. Национальный же колорит, особенности страны и эпохи несут в себе небольшие элементы и детали, дополняющие костюм.
Некоторые детали одежды, которыми мы пользуемся сейчас, появились не так давно. Другие, как, например, шарф пришли из глубины веков. Из всех аксессуаров, он, пожалуй, имеет самый яркий самостоятельный характер, и сказать он может о многом.
Кто и когда придумал шарф, история умалчивает. Скорее всего, это был не один человек, а несколько народов, в разное время независимо друг от друга изобретших этот предмет туалета. Разумеется, первоначально этот удлиненный кусок ткани служил только для дополнительного утепления. В далекого пращура современного шарфа, называвшегося focale, древнеримские легионеры кутались, когда преследовали варваров в германских лесах.
История шарфа насчитывает более двух тысяч лет и начинается с завоеваний. Древние войны Китая и римские легионеры, не сговариваясь, повязывали длинные куски ткани вокруг горла и рта, чтобы уберечься от холода и ветра, неизменных спутников длительных походов. Тогда же появились первые отличительные особенности «шарфов великих» — у военачальников они были красного цвета с золотыми кручёными кистями. Это можно считать первой модной ипостасью предмета.
Древний Китай. В 1974 году на территории Китая была обнаружена армия из 7 500 статуй терракотовых воинов императора Цинь Шихуанди, созданных в 210 году до н.э. Каждая фигура имела свои уникальные черты. У большинства воинов на шее был вылеплен платок из глины. По мнению ученых, в то время он выполнял защитную функцию.
Древний Египет. В Древнем Египте платки носили Боги или Фараоны, повязывая их на шею для защиты от ветра.
Древний Рим. В античный период платок получил широкое распространение в Риме, преимущественно среди мужчин. Легионеры различными способами обвязывали им шею, чтобы защитить ее от натирания пластинами панциря или кольчугой. На Колонне Траяна было высечено 2 500 фигур с изображениями римских воинов 100-х гг. н.э., где частью формы являлся платок. Во II веке платок надевали древнеримские актеры во время спектаклей. На гладиаторских боях зрители могли махать платками с трибун. В III веке н.э. появился платок маппа, предшественник салфетки. В Древнем Риме и в Китае им вытирали рот за столом, заворачивали в него остатки пищи. В поздний античный период в Древнем Риме платок являлся показателем статуса. Ораторы накидывали на плечи прямоугольное покрывало, напоминающее современный палантин. Чем выше являлось социальное положение его обладателя, тем качественнее и дороже был материал платка, тем богаче и ярче он был украшен.
Израиль. Упоминания о платке, называемом судариум, содержались в текстах Нового Завета. Его применяли для покрытия головы и вытирания пота с лица. Иудеи и галилеяне верят, что им была укрыта голова Спасителя, распятого на кресте. В поздний античный период в Израиле появился платок, получивший название талит. Он представлял собой прямоугольное покрывало и являлся частью повседневной одежды. Талит изготавливали из льняной и хлопчатобумажной ткани. Неотъемлемой частью мужского гардероба у мусульман являлась куфия, покрывавшая голову и защищавшая от солнца, песка и холода.
На Востоке женщины носили хиджаб. Эти виды платков в мусульманских странах используются и в настоящее время.
Франция. В XVII веке в гардеробе французских женщин из средних слоев общества появились фишю. Тонким треугольным или сложенным по диагонали квадратным платком из легкой ткани (муслина, батиста, кружева) женщины прикрывали шею и декольте. В мужском гардеробе платок получил широкое распространение в 1635 году, после того, как хорваты, разбившие турецких янычар, были представлены французскому двору. Людовик XIII отметил в их костюме пестрые шелковые шейные платки. Король стал использовать их в своем гардеробе, а затем сделал принадлежностью дворянства. Уголки платка могли быть украшены фамильным вензелем. Иногда поверх платка с целью его фиксации повязывали шелковую ленту, делая большой бант под подбородком. Этот вид назывался солитер.
Первой женщиной, которая надела платок на шею и впоследствии ввела в моду такой способ ношения, была герцогиня Луиза де Лавальер, фаворитка Людовика XIV. Она завязывала легкую кружевную ткань с многочисленными рюшами в виде пышной бабочки, оставляя концы развевающимися. Платок получил название «лавальер», позднее его стали использовать и в мужском гардеробе. Маркиза де Помпадур тоже повязывала на своей шее банты, выполненные из шелка и кружева.
По мере развития общества декоративным качествам шарфа стало уделяться больше значения. Вновь, уже в легчайшем, газовом воплощении, шарф стал использоваться в средние века. Прекрасные дамы любили украшать им высокие седловидные головные уборы, которые носили. А вот тяжелые, шелковые шарфы прочно вошли в моду в XVII веке. В высшем обществе того времени большой популярностью пользовались маскарады и балы, куда надлежало являться в костюме, выдержанном в определенной теме. Наряд в мавританском стиле считался одним из моднейших. При его создании однотонный шелковый шарф играл не последнюю роль. Из него светские красавицы сооружали себе изящные тюрбаны. Украшенные перышками и брошами, они делали свою хозяйку похожей на Шамаханскую царицу.
Ну а в эпоху Ампир, XIX век, воцарился ближайший родственник нашего героя - палантин. Он необыкновенно выгодно подчеркивал летящие античные силуэты вошедших в моду платьев. Тогда как все туалеты того времени были выдержаны либо в белом, либо в бледно-пастельном тоне, палантин был призван нести цветовую нагрузку, и мог быть яркого, насыщенного оттенка. Как головной убор шарф использовался в начале XX века. Небольшой шарфик укладывался вокруг головы, а один его угол закалывался сбоку так, чтобы он висел у виска.
Тонкими, удлиненными шарфами модницы 20-х гг. подчеркивали низкую талию своих платьев. Впоследствии общество переживало еще не одно пришествие остро-модных разновидностей шарфов, но параллельно с этим всегда существовал повседневный, уютный классический шарф, даривший своему владельцу тепло вне зависимости от того, какой год был на дворе.
Существует как минимум две версии происхождения палантина. Первая гласит, что прообразом слова палантин - «паллой» - древние римляне называли теплый плащ, надеваемый поверх туники. Версия вторая приписывает изобретение теплой меховой накидки в 1676 году графине Палатинской, жившей в Западной Европе.
Так или иначе, но действительно полноправной частью торжественного и не только туалета палантин сделала первая жена Наполеона Жозефина. Началу же настоящей «палантиновой истерии» способствовали и множество новых разновидностей этого предмета, привозимых Наполеоном из своих Египетских походов. Так что золотой век этого, без преувеличения сказать, украшения, пришелся на время Классицизма и Ампира.
Да и как иначе, ведь господствовавшим тогда античным очертаниям одежды с их высокой талией, тонкими тканями и оголенными руками так подходили драпировки и струящиеся складки, образованные палантином!
Желание повязать что - то себе на шею возникло у человека с незапамятных времен. Нетрудно представить себе, что узкие полосы ткани, которые ткали древние люди, служили в том числе и для защиты шеи и туловища от непогоды. Точное время, когда люди начали повязывать себе на шею полосу ткани, неизвестно. Не сохранилось даже никаких преданий или легенд о людях, которые первыми стали носить шейные платки и галстуки. Но на основе дошедших до нас произведений искусства можно предположить, как изменялся вид платка в ходе исторического развития. Рисунки с изображениями египетских фараонов, созданные около 4000 тысяч лет назад, свидетельствуют о том, что полоса ткани на шее имела скорее практическое, но, возможно, и символическое или эстетическое назначение.
Еще одно историческое свидетельство того, что в древние времена люди тоже носили шарфы, - это колонна Траяна в Риме около площади Венеции. Изображения 2500 воинов повествуют о важнейших событиях войны против варваров на востоке, многие из этих воинов имеют некое подобие шарфа. У некоторых он повязан на манер ковбойских платков, другие аккуратно заправили его под броню.
Вероятно, как и многие аксессуары, изначально платок был элементом военной формы. Другие источники указывают на то, что платки и шарфы имеют отношение к религии. Некоторые древнекитайские статуи Будды (фото) изображают его в некоем подобии шарфа, но не туго обтягивающем шею, а свободно и красиво наброшенным на плечи. У многих народов шарф - принадлежность религиозного костюма. Например, еврейский таллит - украшенный кистями платок для молитв.
Древнеримский палантин подчеркивал авторитет оратора, и даже в наши дни католический священник, перед тем как облачиться для службы, целует палантин.
Наряду с ритуальным использованием платков и их практическим назначением в качестве утилитарной защиты от холода, солнца и ветра, безусловно, было еще и желание украсить себя, выделиться и продемонстрировать свой статус.
Но со временем платки и шарфы все больше и больше становились только украшением одежды. На модных акварелях XVIII и XIX веков мы видим изящные белые шелковые шарфы дам. В эпоху ампира платки и шали были неотъемлемой частью костюма. Шелковые или кашемировые шали были обязательны в любом наряде. Кроме того, в то галантное время шаль была и дополнительным оружием кокетки. Знаете ли вы, что постоянно ведущий войны Наполеон подарил своей Жозефине сотни шалей? Платья тогда шили из такого нежного материала, что шаль была просто необходима для защиты от холода. А еще платки были просто очень красивы. И раньше, и теперь платок - элемент многих национальных костюмов, как женских, так и мужских.
В некоторых странах платок жил своей самостоятельной жизнью, кое - где эти традиции живы и до сих пор. Прежде классический римский наряд из большого платка - тогу - носили мужчины.
Но самый красивый пример использования куска ткани для живописного одеяния - это традиционное сари, широко распространенное в Индии и в наше время. Без всякого кроя, без единого шва и закрепляющих узлов, только с помощью драпировки вокруг всего тела полотнище ткани превращается в платье. Сари сопровождает индийскую женщину всю ее жизнь: простое - для работы, струящееся шелковое, ярких цветов и с золотыми нитями - для праздника. Мягкие складки постоянно находятся в движении и придают женщине грациозный и привлекательный внешний вид.
Во многих теплых странах обернутый вокруг всего тела платок - единственная одежда человека. При этом больше всего фантазии проявляют женщины. Они каждый день создают новые модели, экспериментируя с платками разных размеров и расцветок и повязывая их каждый раз на новый лад. Немалую роль здесь играют и традиции, которые проявляются как в узорах, так и в способе драпировки и завязывания узлов.
Больше всего фантазии в обращении с платками проявляют полинезийские женщины. Они всегда находят новые способы, как завернуться в парео и завязать узлы. Хорошие примеры использования платков - и бу-бу из Сенегала, и танга из Кении. Способы их драпировки и узлы напоминают парео, но традиционные цвета и узоры совсем другие.
Такой знакомый и любимый нами шарф, который и греет, и защищает, и украшает, появляется только в XIX веке среди богемы. Артисты балета использовали длинные развевающиеся шарфы, чтобы подчеркнуть динамику движения. Шарф появился и на живописных полотнах: в конце 1880 года Тулуз - Лотрек многократно изображает шарф на плакатах. Среди богемы стали популярны длинные шарфы.
Настоящее триумфальное шествие шарфа началось после изобретения кинематографа. Вспомним Марлен Дитрих или таких звезд пятидесятых, как Мерилин Монро, Грейс Келли, Бриджит Бардо, которые соблазнительно позировали перед камерами с платками и шарфами.
Такие кутюрье, как Коко Шанель, Гуччи, Унгаро, сделали платок или шарф модным аксессуаром. Квадратный лоскут ткани они превратили в элегантную деталь гардероба с превосходным дизайном и роскошными красками. А сам платок стал настоящим произведением искусства.
История Платка
В раннехристианскую эпоху (300-600гг.) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Мужской шейный платок поначалу имел исключительно прикладное значение - еще воины Древнего Китая и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра.
Мода на шелковые платки родилась в XVIII веке во Франции, на берегах полноводной Луары. Модницы времен Людовика XVI украшали шелковыми платками шею, защищая белоснежную кожу от солнца и ветра. В ту пору платки из натурального шелка – фуляры - носили только на шее. Спустя несколько десятилетий, с нежных шеек французских дам платки начали спускаться к корсажу, вырезу декольте и талии. А уже в XX веке платки из шелка пережили настоящее второе рождение – ими стали украшать запястья, сумки, брюки, юбки, блузы, шляпки.
Уже гораздо позже платки стали носить исключительно для красоты. В Европе моду на это украшение ввел не кто иной, как Людовик XIV. На одном из парадов он увидел хорватское войско, форменная одежда солдат которого включала шейные платки, и был настолько впечатлен этим ярким предметом гардероба, что на следующий день заказал для себя целую дюжину подобных. А позже Король-Солнце сделал платки символами принадлежности к дворянству, и носить их стало настоящей роскошью.
В 1692 году французская армия в ходе войны за испанский трон была застигнута врасплох английскими войсками. Солдатам было некогда завязывать платки по правилам военной моды, и они просто обмотали их вокруг шеи, затянув концы простым узлом и просунув их в петлицу. Так появился стиль, названный «стейнкерк», в честь деревушки, рядом с которой произошло знаменательное сражение.
Но уже в эпоху Людовика XV (1730-1770 гг.) старомодный шейный платок, царствовавший в при дворе короля Людовика XIV, превратился в плотно облегающий шею галстук – прообраз современного мужского аксессуара.
Простой шейный платок присутствовал в одежде рыцарей Немецкого ордена 18 в. В отдельных районах Германии элементами женского народного костюма, частично сохранившегося и до наших дней, являются широкая юбка и в особенности огромный (особенно увеличившийся при жизни последних поколений) головной платок из светлого ситца или набивной шерсти. Его складывают вдвое таким образом, чтобы один конец падал на спину, два других конца перекрещиваются на затылке и завязываются на темени большим бантом. Концы широкого платка из цветного ситца перекрещиваются на груди и пропускаются под белый передник с вышивкой.
В мужском народном костюме Бадена (Германия) до сих пор сохранился старинный предмет одежды – нагрудный платок.
Еще задолго до испанского завоевания жительницы Гватемалы вместо юбок носили большие шерстяные платки, обернутые вокруг бедер.
Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали (выйти простоволосой не то что из дому, даже из своей горницы считалось недопустимым), а замужние надевали платок поверх головного убора.
Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением. Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые поддевки-телогрейки и платки, связанные из пуха коз.
Павлово-посадские платки появились в первой половине XIX века. Первоначально они изготавливались методом ручной набивки, а в 70-х годах ХХ века ручную технологию сменила машинная. С тех пор платки стали не столь многоцветными, поскольку ручная набивка позволяет художнику не ограничивать количество цветов, а машинная допускает максимум 10 цветов в рисунке.
В 2002 году шейный платок Людовика XVI, который был на свергнутом с престола короле Франции во время его пребывания в парижской тюрьме Тампль перед казнью, был продан на аукционе за 70 тысяч евро.
Палантин (устар.) м. (фрранц. palantine) - меховая или отделанная мехом женская накидка прямоугольной формы и различной длины - от размеров воротника до очень большого шарфа. В Зап. Европе эта одежда появилась после 1676, когда графиня (княгиня) Палатинская первой продемонстрировала элегантный способ защищаться от холода с помощью небольшого покрывала из соболиных шкурок. В России увлечение палантинами началось в 19 в. Принадлежность женского туалета широкая полоса, преимущественно меховая или бархатная, вроде широкого шарфа, накидываемая на плечи и закрывающая шею.
Палантины появились в Европе в конце 18-го века, после Великой французской революции, когда возникла мода на античность и к тому же вернувшийся из своего Египетского похода Наполеон Бонапарт привез новые необычные восточные модели палантинов. В России увлечение палантинами началось в 19 веке.
На рубеже XVIII-XIX веков костюм испытывает влияние французской революции. Силуэт и конструкция женского платья упрощаются. Пышные нарядные формы одежды сменяются туникообразными. Вместо тяжелого шелка, бархата, парчи и т.п. приходят воздушные ткани, как правило светлых тонов. Т.к. легкие ткани "не греют" увеличивается роль таких аксессуаров, как платок, шарф, шаль и палантин. В моду входят платья с высокой талией, большое круглое декольте, короткие рукава, юбка слегка намечает контуры фигуры, фасон подчеркивает естественные формы и красоту человеческого тела.
Платки, шарфы, шали и палантины становятся неотъемлемой частью женского туалета. Их не снимали ни летом, ни осенью, ни зимой, их носили дома, в театре и на балах. При однообразных по цвету нарядах яркий платок, шаль или палантин приобрели важный цветовой эффект.
В современном мире платки и палантины выпускаются во многих странах, представляя собой удивительное путешествие в мир традиционных культур, словно связывая воедино такую разную и экзотичную моду далеких континентов...
Эти великолепные изделия универсальны и могут по сезону дополнить повседневную, верхнюю и даже вечернюю одежду. Легкие или плотные, женственные и удобные палантины подарят Вам комфорт и тепло, а разнообразие композиционных идей и сюжетов позволит Вам выбрать именно тот палантин, который органично впишется в ваш гардероб, подойдет к вашей остальной одежде или просто поднимет Вам настроение!
Названия Аксессуаров
Аскот (английское) мужской шейный платок. Его название происходит от деревни Аскот в Англии, где с XVIII века проводились знаменитые скачки на лошадях. В те времена этот элемент одежды носился на торжественных приёмах и публичных мероприятиях. Аскот – это полоска ткани, срезанная наискось. Повязывался платок на шею поверх рубашки, а для закрепления использовалась золотая английская булавка или жемчужная брошь.
Бандана (хинди) небольшой 60х60 см головной, либо шейный платок, часто используется для вплетения в волосы, иногда его ещё называют никитач.
Боа (французское) женский шарф из меха, перьев или материалов их имитирующих. Название получил от королевских удавов. Длинный узкий женский шарф из меха или перьев (например из страусовых). Вошло в моду в начале 19 века и считалось дамским украшением.
Галстук - полоска ткани, завязанная вокруг шеи, используется как украшение, аксессуар, декоративный предмет одежды, дополнение к ней, имеет вид широкой ленты, завязываемой узлом под воротником со свободно выпущенными концами.
Деваре - прямоугольный кусок ткани, по формату больше широкого шарфа или палантина, но меньше парео, например 95 х 130 см.
Жабо (французское) отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность шарфа. Впервые появилось в европейском костюме в XVII в. как деталь мужского костюма. В женской и детской моде жабо появилось с середины XIX века.
Инсинта (латынь) в VIII-V вв. до н.э. в Древнем Риме плиссированная оборка, пришиваемая к подолу столы.
Кашне (французское) полностью шёлковый, либо шёлковый с одной стороны мужской шарф.
Килт - предмет мужской национальной шотландской одежды, традиционная одежда горцев Шотландии. Килт представляет собой кусок ткани, обёрнутый вокруг талии, плиссированный, собранный складками сзади и закреплённый с помощью 2-3 пряжек и ремешков, обычно килт носится вместе со специальной сумочкой для мелких вещей, называемой спорран.
Килт ведет свою историю от большого пледа Great plaid и по сути представляет собой его нижнюю часть. Исторически большой плед был достаточно длинным и широким, чтобы его можно было закинуть на плечо или укрыться под ним в плохую погоду. Килт изготавливается из шерстяной ткани с традиционным шотландским рисунком из клеток и полос тартаном, в России такой материал известен как шотландка.
Косынка - разновидность платка, представляющая собой кусок ткани треугольной формы.
Кушак - деталь одежды, пояс из широкого куска ткани или шнура, мужской пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже.
Палантин (французское) принадлежность женского туалета – женская наплечная накидка из меха, бархата или другой ткани. В моде появилась в середине 70-х гг. VII века. Названа по имени принцессы Палатинской, которой однажды, замёрзнув, накинула на плечи полоску из соболей. После длительного забытья, мода на палантины обрела второе дыхание только в начале XXI века. Теперь принято называть палантинами, в основном, длинные (2 метра и более) широкие шёлковые и шифоновые шарфы.
Парео (таитянское) большой прямоугольный кусок ткани, предназначенный для ношения на теле. Используется мужчинами как набедренная повязка или женщинами как юбка, платье, в настоящее время часто используется как пляжный аксессуар к купальнику. Родиной этого предмета одежды является Таити во Французской Полинезии. Оно также имеет своих родственников в Юго-Западной Азии и Шотландии.
В Азии этот предмет одежды представляет собой платок с рисунком и вырезом, который носят в таких странах как Камбоджа, Малайзия, Мьянма, Индия и Индонезия в качестве юбок как мужчины, так и женщины. Во многих других культурах можно найти своеобразные национальные способы завязывания парео, но в большинстве случаев его носят вокруг бедер, завязывая в узел на одном боку.
Шотландский национальный костюм Килт также имеет некоторое сходство, особенно с точки зрения форм их ношения.
Паутинка - ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения. Раньше не использовался для повседневной носки. Надевался в торжественных, праздничных случаях. Схемы и приемы вязания намного сложнее простого пухового платка, для изготовления такого платка используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие. Платок или палантин 1,5 на 1,5 метра весит не более 80 граммов, но может свободно проходить через обручальное кольцо и умещаться в скорлупе гусиного яйца.
Платок - квадратный четырехугольный кусок ткани, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её, женщины повязывают им голову или накидывают на плечи, мужчины носят на шее.
Пуховой платок шаль — серые или белые толстые теплые пуховые платки или шали, такие платки используются для повседневной носки, именно с изготовления этих шалей начался оренбургский пуховязальный промысел.
Сари - традиционная женская одежда на Индийском субконтиненте, первые упоминания прослеживаются еще за 3000 лет до н.э. со времен процветания ведической культуры. Представляет собой кусок ткани длиной от 4,5 до 9 метров, шириной до 1,2 метров, особым образом обёрнутый вокруг тела. Носится сари с блузой, известной как чоли или равика, и нижней юбкой павада, павадаи на юге, и шайя в восточной Индии.
Самый распространенный стиль ношения сари - ниви, когда один конец два раза обёртывается вокруг бёдер, драпируя ноги, а верхний край укрепляется на тугом пояске нижней юбки и затем перебрасывается через одно плечо. На улице женщины обычно накидывают свободный конец сари паллу на голову, как шаль.
В традиционной Индии материал, из которого сделано сари, зависел от социального и материального положения женщины, но сам способ носить его был единым для данной местности.
Саронг (индонезийское) традиционная мужская и женская одежда ряда народов Юго-Восточной Азии и Океании. Представляет собой полосу цветной хлопчатобумажной ткани, которая обёртывается вокруг пояса, или середины груди у женщин, прикрывая нижнюю часть тела до щиколоток, наподобие длинной юбки. Распространён в Бангладеше, Камбодже, Малайзии, Мьянме, Индии, Индонезии, Полинезии.
У разных народов имеются свои способы повязывания саронга, но во всех случаях его использование служит одной цели — защите кожи от солнца и обеспечению телу вентиляции снизу в жарком тропическом климате. Для удобства при работе или сохранения тепла в случае похолодания полы саронга могут быть завязаны узлом или подоткнуты за пояс. Ношение саронга требует некоторых навыков и придаёт плавность движениям человека, который не хочет его потерять, так как бельё под эту одежду, по традиции, не надевают.
Единственной европейской одеждой, аналогичной саронгу, можно считать шотландский килт, изготовляемый из шерстяной ткани, сравнительно короткий, носимый с поясом и лишь мужчинами.
Слинг (английское) или бэби-слинг - большой прямоугольный кусок ткани, используемый для переноски ребёнка. Закрепляется на спине и плечах женщины, ношение в перевязи практикуют приверженцы так называемого естественного воспитания.
Стола (латынь) в Древнем Риме и Византии женская одежда, надевавшаяся поверх туники, широкая и длинная, типа греческого хитона. Если туника имела рукава, то стола их не имела и наоборот. Римлянки носили столу с поясом, а из лишней длины делали напуск. Пояса могло быть два, они повязывались спереди крест-накрест. Столу шили из тонкой дорогой, иногда прозрачной ткани и украшали по низу широкой оборкой — инститой. Цвет столы, как правило, был светлым, нежного оттенка, использовались сочетания светло-зеленого с белым, различных оттенков светло-лилового с шафрановым, светло-терракотового и серо-голубого, розовато-сиреневого с бледно-голубым. В Византии столу шили из самых дорогих шелковых тканей, затканных золотом, из одноцветных тканей с вышивкой, из тканей с рисунком и она была обязательной частью костюма аристократки.
Шаль (персидское) большой вязаный или тканый платок или палантин, основное отличие - большой размер, позволяющий закрыть для тепла или красоты большую часть тела женщины.
Шарф (французское) — дополнение к одежде в виде тканой или вязанной полосы, длинный кусок материи, используемый в качестве элемента одежды или дополняющий её, носится вокруг шеи или талии для тепла.